Профориентация
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе в
2023-2024 учебном году:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района и области.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
-
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
- Выбор профессии «за компанию»
-
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
- Выбор престижной профессии
-
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
- Отождествление учебного предмета с профессией
-
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
- Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
-
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
- Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
-
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
- Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
-
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
- Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
-
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
- Выбор профессии под давлением родителей
-
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
- Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
- Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
- Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
-
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
-
С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы).
Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Уровни профминимума реализуются по семи ключевым направлениям:
профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
ДОКУМЕНТЫ
- Методические рекомендации по реализации профминимума
- Приказ о назначении отвественного за профориентационную работу
- График работы
- Положение о профориентационной работе
- Состав профориетационного центра
- Решетниковская ООШ_План-график ("Дорожная карта") по профориентационной работе
- План профориентационной работы на 2023-2024 учебный год
ИНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Об участии школьников в проекте
Описание и рекомендации
Порядок и программа участия в проекте
Согласие
Соглашение.doc
Всероссийские открытые уроки ПроеКТОриЯ
Полезные ссылки:
www.edunews.ru - cправочник вузов России.
www.ucheba.ru - Образовательный портал. Содержит разнообразную информацию об образовании в России и за рубежом; сведения о вузах России. Тесты ЕГЭ.
Интернет-ресурсы по профориентации:
azps.ru Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.
www.pedlib.ru Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).
www.moeobrazovanie.ru Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии.
www.moeobrazovanie.ru Современные программы по профориентации.
liderlic22.ho.ua Профориентация: игры, тренинги.
testoteka.narod.ru Методики для профотбора и профориентации.
psihologschool.ucoz.ru Ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии
psihologschool.ucoz.ru Профориентационные игры
Интернет-ресурсы в выборе профессии:
www.find-job.ru Этот сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по выбору профессии
www.abiturcenter.ru Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования
www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений
www.abituru.ru Информационный портал для абитуриентов и школьников
21.11.2024